Нуждина

Елена Александровна

 

педагог-психолог

ЦППМСП Курортного района

Для вас педагоги

 

 

Работа с гиперактивными и агрессивными детьми

 

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ.

 

 ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1.           Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2.           Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3.           Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4.           Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5.           Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6.           Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

7.           Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8.           Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9.           Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10.        Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11.        Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12.        Предоставлять ребенку возможность выбора.

13.        Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

 

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ ЗА ПАРТАМИ.

Многоножки

         Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все 5 пальцев.

Двуножки

         Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

Слоны

         Средний палец правой и левой руки превращаются в «хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

         Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

Ловим комаров

         Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном темпе и ритме.

         Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело множество комаров. По команде: «Начали! Вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном и среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем режиме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде «Стой!» вы садитесь вот так, - педагог показывает, как надо сесть, на свое усмотрение. – Готовы? Начали!»…. «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу!»

 

 

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ.

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

 

·             Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка

·             Демонстрировать модель неагрессивного поведения

·             Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки

·             Наказания не должны унижать ребенка

·             Обучать приемлемым способам выражения гнева

·             Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события

·             Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей

·             Развивать способности к эмпатии

·             Расширять поведенческий репертуар ребенка

·             Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

·             Учить брать ответственность на себя.

 

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Обзывалки»

         ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть свой гнев в приемлемой форме.

         Скажите детям следующее: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты … морковка!» Помните, что это игра , поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

         Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводит ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться не стоит.

«Тух-тиби-дух»

         ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по классу/комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это слово.

         Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в галза человеку, стоящего перед вами».

         В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

ЦЕЛЬ: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию  и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Ласковые лапки»

         ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

         Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходит «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

         Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

         ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

         Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или сесть на стул и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

 

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ.

«Глаза в глаза»

         ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое приведение»

         ЦЕЛЬ: научить детей в приемлемой форме накопившийся гнев.

         «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

         Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 

 

Обучение через игру

Педагог-психолог Нуждина Е. А.

 

 

Сегодня вокруг нас появляется много новых идей, терминов, направлений. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. То появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, диалог культур, социо-игровая педагогика, методика погружения, школы радости и т.д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление. Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что сложно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому в своем конечном идеале почти все направления сливаются. И, во-вторых, каждое из направлений по сути дела, являются открытием современного варианта ранее известного.

И так известное уже нам наименование «социо-игровая педагогика» или «стиль в педагогике».

Воспитатели детских садов назвали его: педагогика настроения. Условием хорошего настроения становиться сама работа. Заменяя малопонятную формулировку «социо-игровая педагогика» на формулировку собственную, воспитатели становятся ее соавторами, т.е. они перенимают и улавливают ее идею не столько через подражание, сколько через собственное открытие – понимание. Тогда этот педагогический стиль становления личности.

Социо-игровые подходы первоначально разрабатывались на материале обучения детей в начальной школе.

Позже, когда социо-игровая методика стала использоваться при обучении подростков театральному искусству, ее приемы значительно расширились за счет использования приемов театральной педагогики.

 

Каждому занимающемуся театральной педагогикой известно упражнение со стульями. Оно используется для тренировки у будущих актеров собранности. По хлопку педагога все одновременно меняются местами вместе со своими стульями. Сначала без ограничения времени, потом по счету. Распределите так свои движения, что бы без суеты уложиться в назначенное время. Стулья не должны сталкиваться. Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа.

Далее идет игра и когда из-за невнимательности одного всем приходиться еще и еще повторять упражнение, то атмосфера раздражения к нерадивому товарищу довольно сильно накаляется, что по предположению педагога и способствует перевоспитанию невнимательного студента. В таком виде данное упражнение явно опирается на механическую дисциплинированность.

В социально-игровом варианте оно выглядит иначе. Воспитатель непринужденно объясняет задание. После сигнала «Приготовились! Пожалуйста!» все одновременно, бесшумно, молча встают, берут в руки стулья и выстраиваются в полукруг. Как только все нашли себе место, сразу быстро и одновременно ставят стулья и садятся.

Детям на первый взгляд задание кажется тяжелым, они встают, берут с шумом стулья, начинают передвигаться, но тут звучит сигнал педагога: «Замри!» все замирают и по застывшей картинке детям видно, что кто-то еще не встал, кто-то еще не поднял стул, а кто-то, наоборот, уже поставил стул на нужное, по его мнению, место. Благодаря «Замри!», дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Звучит сигнал «Отомри!», все возвращаются на место с уверенностью, что уже сейчас они все сделают одновременно, ведь это ничего не стоит и действительно – основная масса в своем поведении начинает ориентироваться на других (думать о других). Но все же некоторые дети постоянно или эпизодически попадают то в один разряд, то в другой.

Неожиданно для себя дети в «легком» задании обнаруживают трудности. Если бы педагог объяснял, что будет трудно, дети могли бы это не понять. Когда же трудность открывается детьми самостоятельно, то у них естественным образом возникает желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети при социо-игровом подходе выполняют это упражнение. Задача педагога следить за дозировкой, не допускать переутомления азартом, временно предлагая детям другой вид деятельности. Самооценивание результатом превращает упражнение в увлекательную игру для самих себя. Беда всех дидактических игр обычной педагогики заключается в том, что они не только начинаются и заканчиваются, но и протекают по команде педагога. Сами дети выступают как страдательное начало и не получают собственного удовольствия, которое является главным условием любой игры.

Принципы социо-игровой педагогики взаимно пересекаются друг с другом и переплетаются как волокна, составляющие нить. Поэтому разговор о разных принципах будет  разговором об одном и том же, только с разных сторон, а именно об организации занятия как игры – жизни между микрогруппами – (малыми социумами) - отсюда и термин «социо-игровая» и одновременно в каждой из них. Один из них мы уже с вами рассмотрели – снятие с педагога оценивающей судейской роли (со стульями).

Каждый удачный прием уникален, и его педагогическая ценность огромна (пример с волшебной палочкой).

Группа от 3 до 6 человек.

В такой микрогруппе лидеры делятся на не очень активных и тихому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера , защитившись шестеркой таких же тихих детей. В течении года на занятиях полезно использовать как постоянные шестерки, так и временные.

При социо-игровом подходе педагога к занятиям, на которых дети сочиняют истории, решают задачи или поют, все участники, как слушающие, так и говорящие могут в это время не только сидеть, но и ходить или даже подпрыгивать.

Потеха или забава возникает из любого необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединили дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и с делом для языка, и тогда дела становятся потехой, что вместе порождает игру.

Педагогическое мастерство  в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство создания игр.

Детям освоение нового всегда трудно. Когда предупреждают, что новое дело трудно, то оно делается трудным вдвойне. Если же отказаться от такой мотивации нового и предлагать его детям как видоизменения дела уже известного ребенку, то возникает игровая форма освоения нового.

Социо-игровая педагогика отвечает за организацию новой интересной деятельности, в ходе которой дети, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верные решения. Ведь само по себе без взрослого воспитателя такая деятельность в группе детей не возникает и дети всегда благодарны не только взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику.

В игре должно быть интересно и взрослому и ребенку. Для того, что бы детям упражнение стало интересным сам педагог, подающий команды должен быть увлечен, А это происходит тогда, когда он весть подтянут собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения упражнения детьми. Тогда возникает равноправие в игре, когда возникает союз.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»